Испания – Саламанка Печать

Территория провинции Саламанка составляет 12 336 кв. км, а население - около 363 тысяч жителей. Она расположена на юго-западе Автономного Сообщества Кастилья-и-Леон и граничит с Автономным Сообществом Эстремадура и Португалией. Провинция находится на равнине Месета Норте и занимает часть бассейна реки Дуэро. На ее земле, сформировавшейся во времена палеозоя и мало пригодной для возделывания, возникли пастбища с небольшими подлесками. Зима здесь относительно долгая, со средней температурой около 6 °С, а лето короткое, с не очень высокой средней температурой в 20-22 °С. Путешественник должен помнить, что ночи тут могут быть весьма прохладными.

Нельзя сказать, чтобы Саламанка была очень дождливой провинцией (здесь выпадает около 300-600 мм осадков в год), кроме гористой местности Сьеррас дель Сур, где их количество достигает 1000 мм. Благодаря подобному разнообразию здесь произрастает большое количество растительных форм: каменные дубы на остаточной равнине, кустарники у подножья гор и большие лесные рощи в горной местности.
Многие писатели вспоминают в своих произведениях о рощах каменных и пробковых дубов, зарослях терновника, стенах из сланца и межевых знаках из камня, которые все еще встречаются в полях Саламанки - на земле просторных пастбищ с тучными стадами, которые сосуществуют в безупречной гармонии с местной флорой.

Впрочем, не вся деятельность провинции сосредоточена вокруг животноводства и сельского хозяйства, Промышленность занимает важное место в жизни столицы и такая городов, как Бехар, и сфера услуг также играет значимую роль, особенно в секторе образования. Университет Садаманки является не только одним из самых больших исторических учебных заведений Европы, но также одним из самых известных в наши дни.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Происхождение этого города, объявленного ЮНЕСКО Достоянием Человечества, восходит еще к кельтским временам. О его существовании под именем Helntantik говорят нам еще труды греческого историка Полибия во II веке до н.э.
Мост, построенный в эпоху Траяна как важнейшая часть Серебряного Пути для переправы через реку Тормес, служит свидетельством римского владычества. В этот момент истории, а также позже во время мусульманского завоевания, Саламанка как город перестает существовать.
С приходом к власти Адьфонсо VI в 1085 году эти земли вновь заселяются племенами франков, галисийцев, горных народов сер-ранос, наваррцев и т.д. Два века спустя создание Образовательного Заведения Саламанки, позже превращенного Альфонсо X в Университет, окончательно возвело этот город в ранг всемирно признанной культурной столицы.
С правлением Католических Королей в XV веке начинается период расцвета, который подарил нам таких известных личностей, как Антонио де Небриха (автор первой грамматики кастильского языка), а также такие архитектурные сооружения, как фасад Университета.
Кроме того, именно здесь родились знаменитые литературные персонажи Ласарильо с Тормеса или Калисто и Мелибея. Вот цифры, которые в очередной раз подтвердят нам значимость города: в XVI веке здесь существовало 54 типографии и 80 книжных магазинов; 15 монастырей и обителей; 19 госпиталей, а также множество церквей и два собора.
Главная площадь Пласа Майор обязана своим происхождением поддержке, оказанной жителями Саламанки династии Бурбонов в XVIII веке в борьбе за трон. Филипп V, первый монарх этой королевской ветви, утвердил решение Совета по началу строительства площади XIX век отрицательно сказался на жизни города: Война за Независимость, к сожалению, принесла большие разрушения его художественному достоянию. Университет пришел в сильный упадок - число студентов в те времена не превышало сотни, и обучение было практически на грани исчезновения. В середине XIX века Саламанка наконец начинает восстанавливаться после тяжелой эпохи: улучшаются пути сообщения, строится железная дорога, возрастает число жителей (в 1900 году здесь проживают уже 25 тысяч человек). В том же году пост ректора университета занимает знаменитый писатель дон Мигель де Унамуно, и заведение постепенно обретает потерянное величие. Теперь в университете занимаются около 45 тысяч студентов.
Маршруты по городу Обычно музеи открыты со вторника по субботу утром и днем, по воскресеньям и праздничным дням только утром и закрыты по понедельникам. Для более подробных сведений рекомендуем обращаться в бюро туристической информации.

I Магия камня
Вы готовы дать волю своему воображению?.. Здесь богатый оксидом железа камень Вильямайор, легкий в обработке при выходе из каменоломни, однако крепкий как мрамор, когда высыхает, легко превращается в церковь, университет, школу и собор; ракушку, шпиль, капитель или герб. По желанию каменотеса на нем возникают тонкие узоры, и он словно сходит с наковальни ювелира, принимая форму мифологического орнамента, причудливо переплетенного рельефа, лягушки внутри черепа или космонавта в безвоздушном пространстве среди океана удивительного каменного декора. И, когда на закате солнце бросит свои последние лучи на здания, они заблестят, как покрытые золотом, и откроют нам всю свою магию.
Площадь Пласа Майор. Это, без сомнения, одна из самых красивых площадей с крытым портиком во всей Испании. Она была построена по плану Альберто Чурригера в 1729-1755 годах в стиле барокко. Выделяются медальоны на ее колоннах и сводах, изображающие знаменитых личностей, тесно связанных с историей города (Унамуно, Фрай Луис де Леон и другие). К игре света и теней здесь добавляется цвет камня Вильямайор, немного оттеняемый серым гранитом, что особенно заметно на фасаде Мэрии работы Гарсии Киньонеса.
Выходя с площади Коррильо очень нестандартной постройки, мы видим церковь Сан Мартин XII века в романском стиле, возведенную после Реконкисты
первыми христианскими освободителями города. Она состоит из трех нефов, центральный из которых покрыт цилиндрическим сводом, а боковые - крестовым сводом. Рельеф на воротах Обиспо изображает Святого Мартина, разрывающего свой плащ, чтобы разделить его с нищими.
По улице Руа Майор мы приходим к Дому Кончас (Ракушек), одному из лучших образцов гражданской архитектуры готики XV века с влиянием итальянской эпохи Возрождения. Его стены украшены более чем 300 ракушками (символами пилигримов, идущих по Пути Апостола Якова), поскольку его первый владелец, дон Родриго Ариас, принадлежал к ордену Сантьяго (Святого Якова). Дом отличается также прекрасными венецианскими окнами и двумя интересными готическими решетками. Внутри расположен дворик с арками причудливых линий, столь распространенными в Саламанке, что их стали называть «саламантинос». Здесь расположено Бюро туристической информации.
Напротив находится здание Духо­венства работы Хуана Гомеса де ла Мора, строительство которо­го было начато в 1617 году. Церковь выстроена по канонам иезуитов и теперь в ней расположен Епископский Университет. Этот комплекс был создан по инициативе доньи Маргариты Австрийской, супруги Филиппа III, которая таким образом хотела загладить в глазах иезуитского ордена обиду, причиненную ее основателю, Святому Игнатию де Лойола, которого доминиканцы заключили в тюрьму в Саламанке.
Башни здания работы Гарсии Киньонеса немного усложняют примитивный вид фасада. В церкви можно ознакомиться с информационным путеводителем. Мы входим в район улицы Либрерос, где расположен один из самых впечатляющих архитектурных комплексов города.
Университет. Его здание было построено по приказу антипапы Педро Мартинеса де Луна, известного как Папа Луна, в 1415-1433 годах в готическом стиле. В1529 году между двух контрфорсов был возведен главный фасад, лучший образец стиля платереско Саламанки. Декор здания идет по пяти вертикальным линиям и трем горизонтальным скульптурным группам. В первой из них над двойными воротами с трехцентровыми арками выделяется медальон с изображением Католических Королей, держащихся за один скипетр, представляющий единство Испании. Над их головами расположились ярмо и стрелы (символы монархов), а по краю идет надпись на греческом языке: «Монархи для университета и университет для монархов. Фердинанд, Элизабета». Справа от путешественника, на самом широком пилястре, изображены три черепа, а в левом из них сидит знаменитая лягушка, которая, вероятно, символизирует грех. Во второй - герб императора Карла V с Золотым Руном, двуглавым орлом германской империи и коронованным орлом Святого Иоанна, символом королевства Испании. И, наконец, в третьей группе можно увидеть папу римского - либо Бенедикта XIII, либо Мартина V. Этот факт не установлен точно, поскольку оба они были покровителями Университета, руководив­шими духовенством и прелатом. По бокам изображены Венера и Геркулес. Рельефы с фигурами и узорами увеличиваются в размерах, чем выше они расположены. Вокруг внутреннего дворика разместились аудитории имени Франсиско де Витория (теолога, основателя международного права), Унамуно, актовый зал Паранинфо, а также аудитория имени Фрая Луиса де Леона, сохранившая свой первоначальный облик. На первом этаже находятся библиотека и музей.
В глубине дворика, где стоит статуя Фрая Луиса де Леона, расположено здание Младших Школ с геральдическим порталом. В вестибюле, между арок и гранитных колонн висит герб в стиле платереско. Интересна балюстрада в стиле барокко XVIII века. Теперь здесь располагается Университетский Музей.
Музей Саламанки находится в особняке XV века, несколько похожем на Дом Кончас. Он был собственностью Фернандо Альвареса Абарка, личного медика Католической Королевы Изабеллы. В его внутренних покоях хранятся прекрасные коллекции живописи и скульптуры, среди которых выделяется работа Луиса де Моралеса «Оплакивание Христа». На стенах можно встретить слово «VICTOR», напоминающее нам об успехах в учебе разных знаменитых личностей, связанных с университетом.
Когда мы попадаем на улицу Кальдерон де ла Барка, нас тут же изумляет внушительный образ Кафедрального собора Нуэва. Просьбу о его строительстве направляли самому Католическому Королю Фердинанду, когда старый Кафедральный собор Вьеха стал мал. Работы по его строительству в стиле поздней готики начались в 1513 году под руководством Хуана Хиля де Онтаньон и Хуана де Алава. Годами позже сын первого из них, Родриго Хиль де Онтаньон, продолжил их труд, привнеся такие элементы эпохи Возрождения, как декор из медальонов. В конце XVI века главным архитектором проекта стал Хуан де Риберо, спланировавший простую квадратную алтарную часть с двумя башнями по бокам, которые так и не построили. Лиссабонское землетрясение 1755 года причинило большой ущерб зданию. Башню пришлось укреплять, а архитектору Сагарвинага поручили воздвигнуть новый купол. Основной фасад в стиле пламенеющей готики, выходящий на улицу Карденаль Пла и Дениэль, являет собой смешение различных декоративных элементов.
На тимпане расположены два рельефа - Рождество и Поклонение Волхвов, а над ними - Распятие. Ворота Рамос, выходящие на площадь Анайя, несколько похожи на предыдущие. На их килевидной арке находится сильно декорированный тимпан и рельеф, изображающий Вход Господень в Иерусалим. Если путешественнику понравилось искать лягушку на фасаде Университета, то он должен запастись терпением и найти в этот раз космонавта - ироничное творение новых каменотесов, которые реставрировали стояк ворот с разрушенным от времени камнем.
Внутри собора можно увидеть множество произведений искусства, например, часовню Майор, хоры и заалтарную часть XVIII века работы Чурригера, часовню Дорада и Кристо де лас Батальяс, где хранится римская высеченная фигура, сопровождавшая знаменитого героя Сида в его изгнании.
Обогнув храм, мы придем к старому Кафедральному собору Вьеха. Работы по его строительству, начатые в 1150 году, продолжились до следующего столетия, что и объясняет соседство типично романских и готических элементов. Внутрь него можно пройти через Собор Нуэва. Ранее его основание в форме латинского креста имело три нефа с соответствующими апсидами, однако при строительстве нового собора одна
его сторона была полностью разрушена. Над поперечным нефом возвышается известная башня Торре дель Гальо, один из символов города. Ее свод стоит над двойной капителью и укреплен четырьмя круглыми башенками. Здесь можно отметить очевидное влияние византийской архитектуры. От дворика Патио Чико открывается роскошный вид. Мы полюбуемся местом слияния двух Соборов, переходом от романского стиля к готическому. Главное алтарное украшение состоит из 53 панелей, рассказывающих о жизни Иисуса и Марии, работы Николаса Флорентино XV века. В центре этой прекрасной симфонии цветов расположен образ Святой Девы Вирхен де ла Вега, святой покровительницы Саламанки. В часовне Сан Мартин можно увидеть готическую настенную роспись. Крытая галерея, уничтоженная во время Лиссабонского землетрясения, была восстановлена годами позже. Через нее можно пройти в часовню Санта Барбара, где кандидаты в доктора наук проводили ночь перед экзаменом. Если они выдерживали испытание, то для них звонили колокола и устраивали празднество, если же нет, то они печально выходили из ворот Каррос. Интересно будет также осмотреть новые Залы Капитула XVI века, где теперь находится Епархиальный Музей с работами Франсиско Гальего, Хуана де Фландеса и других мастеров.
По пути к дворику Патио Чико мы проходим через дом Каса Лис, Музей художественных стилей Ар-Нуво и Ар-Деко. Это наилучший образец модернизма в Саламанке. Здание, построенное в 1905 году, сочетает в себе все характерные для этого стиля элементы: железо, керамику, стекло и т. п. Здесь находится важная коллекция автоматов. Отсюда, если мы располагаем временем, интересно будет подойти к Римскому Мосту, построенному во времена Траяна. От той эпохи сохранились лишь 15 его арок, расположенных со стороны города, поскольку остальные были уничтожены разливом реки в 1626 году. В начале моста на колонне можно увидеть изображение так называемого иберийского кабана, который напоминает о людях, живших здесь до прихода римлян. Церковь Сантьяго сохранила апсиду XII века в романском стиле и стиле мудехар. Она имела довольно большое значение для пилигримов, следовавших по Пути Апостола Якова, поскольку находилась рядом с мостом на Серебряном Пути.
Рядом с Собором Вьеха, справа от дворика Патио Чико расположен Сад Калисто и Мелибеи, вызывающий в памяти образы знаменитых любовников из всемирно известного произведения Фернандо де Рохаса «Селестина». Обогнув Собор, мы выйдем к площади Анайя, примечательному городскому комплексу, где находятся Пансион работы Хоакина де Чурригера; церковь Сан Себастьян работы Альберто де Чурригера 1731 года, на фасаде которой можно увидеть нишу со статуей святого. Кроме того, здесь же расположен Дворец Анайя, основанный в 1401 году доном Диего де Анайя и Мальдонадо I как университетское общежитие. Это самое древнее общежитие Саламанки работы Хуана де Сагарвинага 1760 года выстроено в стиле неоклассицизма (и это практически единственное здание города в этом стиле). Архитектурный комплекс дополняют одни из университетских ворот на улице Руа Майор, через которые мы и вернемся к начальному пункту нашей экскурсии.

Дворцы и монастыри
Если в предыдущей прогулке мы узнали все очарование камня, то теперь он расскажет нам о рыцарях и святых, дворянстве и духовенстве, шпаге и кресте. В конце маршрута мы поймем, что если в каком-либо другом месте мы и сможем найти так много дворцов и монастырей, то увидеть другой столь прекрасный и гармоничный архитектурный комплекс уже практически невозможно.
Выйдя с площади Майор по улице Сан Пабло, мы придем к Дворцу Ла Салина XVI века, одному из самых прекрасных зданий эпохи Возрождения, создание которого приписывают Альфонсо де Фонсека. Его фасад, расположенный над лоджией из четырех полукруглых аркад, украшен медальонами. Внутри находится обзорная площадка, поддерживаемая огромными консолями. Теперь здесь располагается Провинциальный Совет. Почти напротив, среди деревьев возвышается башня Торре
дель Клаверо. Это укрепление XV века начинается с квадратной основы и кирпичных стен и переходит в восьмиугольную башню с фактурой из тесаных камней. Каждая сторона башни завершается круглой караульной башенкой, что подчеркивает ее средневековый облик.
На той же стороне улицы, что и Дворец Ла Салина, стоит Дворец Орельяна работы конца XVI века. Его декор ограничивается чередованием изогнутых и прямолинейных фронтонов на окнах второго этажа, и такая сдержанная архитектура напоминает нам о влиянии стиля Эрреры. Мы идем далее по улице Хесус, ранее называвшейся улицей Атауд, где жил персонаж известной поэмы Хосе де Эспронседа «Саламанкский студент». Повернув за угол, мы увидим Дворец Абрантес - башню XV века, усеченную Католическими Королями в знак того, что они не потерпят никакого противостояния со стороны знати.
Ниже по левую руку от нас находится Монастырь Лас Дуэньяс. Его внешняя суровость обманчива - войдите внутрь и будете поражены. Он был основан доньей Хуаной Родригес Мальдонадо в 1419 году на месте ее собственного дворца, от которого сохранились некоторые части в стиле мудехар. Монастырь был построен по плану Хуана де Алава и Родриго Хиля де Онтаньон. Двухэтажная крытая галерея выстроена в форме неправильного пятиугольника. На первом этаже сегментные арки располагаются над колоннами с плинтом, а на втором можно увидеть притолоки над колоннами, капителями и подпорками. Скульптурная ценность каждого из этих элементов такова, что мы можем, без сомнения, восхищаться ге­ниальным мастерством их создателей. Экспрессивность и сила, с которой переплетаются фигуры, говорит нам о влиянии творчества Берругете. Вид со второго этажа считается одним из самых привлекательных образов Саламанки.
Перейдя через небольшой мост от площади Консилио де Тренто, мы подойдем к Монастырю Сан Эстебан. Его фасад под триумфальной аркой представляет собой каменное алтарное украшение, разделенное на ряды и группы, где мягкие линии платереско сочетаются с ярко очерченными рельефами консолей и открытыми статуями святых. В центральной части, над воротами, можно увидеть сцену «Побиение камнями Святого Стефана» работы Серони 1610 года, а сверху - изображение Крестного пути. Вечером, когда лучи солнца напрямую падают на фасад, он являет собой великолепное и незабываемое зрелище.
Церковь работы Хуана де Алавы 1524 года выстроена в форме латинского креста с одним очень широким нефом и боковыми часовнями между контрфорсами.
Над средокрестием располагается квадратный свод с большими окнами работы Хуана де Риберо Рада. Главное алтарное украшение было выполнено архитектором Чурригера в 1691-1693 годах. Между его витых колонн можно увидеть картину Клаудио Коэльо, изображающую сцену избиения камнями Святого Стефана.
Снаружи расположен ведущий в крытую галерею Лос Рейес портик середины XVI века, напоминающий итальянские лоджии. Внутренний дворик отличается прекрасным сочетанием элементов готики и эпохи Возрождения. На первом этаже можно увидеть полукруглые арки с перилами, медальонами и звездчатыми сводами, а на втором стиль арок и декора переходит из готики в эпоху Возрождения.
Среди других помещений отметим Салон Профундис, где Колумб обсуждал с монахами доминикан­ского ордена свое путешествие в поисках пути к Индии, а также Пантеон Теологов.
Выйдя из церкви и повернув направо, мы обнаружим Школу Калатрава, основанную монахами-доминиканцами в XVI веке во времена полного расцвета университета. Нынешнее здание 1717 года было начато Хоакином де Чурригера в стиле барокко, однако последующий переход к неоклассицизму придает ему некоторую холодность. Немного дальше стоит первая романская церковь Санто Томас Кантуариенсе, посвя­щенная святому Томасу Беккету, архиепископу Кентерберийскому. Основание церкви выполнено в форме латинского креста с одним нефом и тремя апсидами.
Следуя в обратном направлении по улице Росарио, мы опять приходим к Монастырю Лас Дуэньяс и отсюда, поднявшись по улице Гран Виа, вернемся к площади Майор.
Барокко и эпоха Возрождения
И снова прекрасные дворцы, церкви и монастыри сменяют друг друге на нашем пути; но теперь магия возникает из контраста архитектурных стилей: рядом с прямыми и спокойными линиями бушуют крутые изгибы, создающие удивительную игру света и тени.
Выйдя с площади Майор по улице Приор, мы придем к Дворцу Монтеррей и отсюда доберемся до улицы Бордадорес, где стоит уникальный городской комплекс с памятником Унамуно посередине - Дом Коррехидора Овалье. Здесь прожил свои последние годы дон Мигель де Унамуно, знаменитый испанский писатель. Рядом с этим зданием расположился дом Каса де лас Муэртес (Дом Смертей), изысканный образец саламанского платереско XVI века, бывший, возможно, домом архитектора Хуана де Алава. Одни связывают его название с народными легендами, рассказывающими об убийстве семьи священника, или о том, как во время раскопок фундамента были найдены тела братьев Мансано, обезглавленных по приказу доньи Марии ла Брава. Другие видят в этом лишь простую связь с изображенными на консо­лях окон черепами. Среди велико­лепного декора дома можно увидеть бюст Архиепископа Алонсо де Фонсека. Напротив находится Монастырь Урсулас (урсулинский), основанный Фонсека в 1512 году. Его очень высокая много­угольная апсида похожа на башню, увенчанную балюстрадой, а церковь в стиле поздней готики хранит гробницу своего основателя, выполненную Диего де Силое в белом мраморе, которая считается одним из лучших образцов стиля эпохи Возрождения. В музее можно увидеть много интересных работ таких художников, как Хуан де Боргонья. Рядом находится часовня Вера Круус с внутренней отделкой в стиле барокко и образом Непорочной Девы, приписываемым Грегорио Фернандесу.
По улице Урсулас мы придем к местности Кампо де Сан франсиско, бывшей когда-то частью монастыря, основанного доном Фадрике в XIII веке, а отсюда - к Школе Фонсека, известной также под названием Ирландской Школы. Наряду с заведениями в Сан Бэртоломе, Куэнке и Овьедо, она была одним из четырех Университетских общежитий и теперь является единственным сохранившимся из них. В ее строительстве по приказу Архиепископа Фонсека в 1525 году участвовали лучшие архитекторы того времени: Родриго Хиль де Онтаньон, Хуан де Алава и Диего де Силое. В фасаде можно отметить несколько новых веяний того времени: архитектурные элементы превалируют над декоративными, а камень Вильямайор сочетается с гранитом. Внутри находится алтарное украшение работы Бер-рутете. Двухэтажный внутренний дворик с полукруглыми арками в нижней части и трехцентровыми арками наверху выглядит весьма гармонично. Колонны венчаются светильниками, подчеркивающими их изящество, а медальоны украшают пазухи свода.
Почти напротив Школы Фонсека расположена церковь Капучинос (монахов-капуцинов) работы Гарсия Киньонеса - единственная сохранившаяся значимая часть Монастыря Сан Франсиско. Отсюда уже можно разглядеть огромный купол церкви Пурисима, основанной Фонсека, одного из самых больших храмов в стиле барокко. Над его основанием в форме латинского креста возвышается большой центральный купол, обвалившийся в 1657 году и вновь воздвигнутый несколькими годами позже. На главном алтарном украшении можно увидеть образ Непорочный Девы работы Хосе де Рибера. Напротив находится Дворец Монтеррей, считающийся одним из главных испанских образцов стили эпохи Возрождения. Работы по его строительству по проекту Родриго Хиля де Онтаньон начались в 1539 году. В то время как нижняя его часть выполнена практически без декора, окна верхнего этажа расположены симметрично и отделаны ти­пичными украшениями. Сейчас дворец принадлежит Дому Альба, Отсюда по улице Приор мы вернемся на площадь Майор.

Прогулка по улице Самора и ее окрестностям
Саламанка - это искусство в камне и шумные улицы, активная торговля и юношеское веселье, динамизм и жизненная сила его приветливых жителей.
Мы выходим с площади Майор по улице Самора и доходим до площади Пласа де лос Бандос, Б ее богатом архитектурном комплексе выделяются Дворец Гарси-Гранде XVI века со стрельчатыми окнами; Дворец Лос Солис с гербами на фасаде, где сочетались браком Филип II и Мария Португальская; Дом До ныл Марии ла Брава XV века с аркой с прямоугольными камнями на своде.
Рядом с площадью расположена церковь Сан Хуан де Барбалос XII века в романском стиле, построенная Иерусалимским орденом госпитальеров, во внутреннем убранстве которой выделяется романская статуя Христа втерновом венце, распятого на четырех гвоздях.
Здесь же стоит Монастырь Корпус Кристи XVII века с красивым фасадом в стиле платереско. Неподалеку находится дом Каса де Санта Тереса, напоминающий нам о связи города со Святой Терезой. Легенда гласит, что именно здесь она написала свои знаменитые стихи «Живу, не живя в себе...»
В конце улицы Самора расположена романская церковь Сан Маркое XII века, ставшая королевской часовней в XIV веке. Судя по ее круглому основанию, как у укреплений, и близости к воротам крепостной стены, она играла роль защитного сооружения. Внутри можно увидеть готические фрески XIV века, в то время как звонница выполнена в стиле барокко. Пройдя по переулкам города, мы доберемся до готической башни Торре дель Аире XV века, имеющей средневековый облик с явным итальянским влиянием. Рядом стоит церковь Санкти Спиритус, жемчужина стиля платереско, где сочетаются
элементы готики и эпохи Возрождения. Она отличается единственным нефом с ребристыми сводами и главным алтарным украшением в стиле барокко. Отсюда мы возвращаемся к площади Майор.